Home

Advertisement

Customize

ДРУГАЯ РОССИЯ

« previous entry | next entry »
Mar. 31st, 2009 | 08:45 pm

Чтобы не забыть то, что было, нужно все это записывать.
А то с каждым годом информация осыпается и оседает где-то на дне памяти, откуда ее достать становится все труднее. Вот, вспомнил некоторые артефакты жизни в СССР.




Бутылка для молока/кефира. Закрывалась крышечкой из тонкой фольги, на которой были выдавлены буковки Снаружи крышечки были крашенными и пачкались. Еще они пропускали продукт наружу. С дизайнерской точки зрения эта бутылка не хуже знаменитой бутылки Absolut. Все прозрачно, очевидно и эстетически незамусорено. Recycle полнейший - кроме крышечки все идет в работу повторно. Не помню, сколько стоили эти бутылки в пункте приема посуды.


Билетик в кино. С этими билетиками можно было играть. Поочередно сравнивались цифры номера. Насколько твоя цифра больше, столько щелбанов ты отвешиваешь сопернику и наоборот. Кино 100% было важнейшим из искусств. На "Ромео и Джульетту" режиссера Дзеффирелли мы третьеклассниками ходили раз пять из-за сцены с голой Джульеттой. Какова сила искусства! А еще помню премьеру "Короны Российской Империи" с участием четверых всадников красного апокалипсиса.


Кассетник "Электроника". Не очень уважаемый девайс среди подлинных любителей музыки. Вообще, считалось - и совершенно справедливо -- что кассеты звучат как говно. Настоящая музыка должна писаться на катушки, и только на скорости 19 м/с. Тем не менее, однокласснику, у которого дома имелся кассетник Grundig, завидовали все. Его отец, директор торговой базы, слушал на "Грюндиге" армянских эмигрантов, Северного и братьев Жемчужных.


Горн, штандарт и девиз (сейчас сказали бы - слоган) - все принадлежало пионерской организации имени Ленина, членом которой состоял почти каждый с 10 до 14 лет. Я был даже руководителем среднего звена в масштабах школы. НИчего плохого сказать не могу. Мне очень нравилось командовать марширующими школьниками. Еще мне нравилось барабанить. Между командованием и барабаном я, в конце концов, выбрал барабан. Горн мне не давался - вместо задорной побудки получался какой-то слюнявый пердеж.


Олимпийский Мишка. Что говорить, все и так понятно... Олимпиада-80 была выдающимся событием. А отлет Медведя я смотрел вместе со всей страной в прямом эфире. Не плакал. Благодаря Олимпиаде, в нашем городе на радость детворе появились Пепси, Фанта и сигареты Мальборо по рублю за пачку.
До того у нас высоко котировался "Космос" в твердой пачке кишенёвского производства, что стоил 70 копеек. Через два года поле Олимпиады, уже учась в столице нашей Родины, я покупал Мальборо (из чистого пижонства) у официантов "Националя" за 5 рублей. А еще через два года я научился добывать его блоками по 25 рублей за блок и продавать знакомым азербайджанцам по 50.


Талон эпохи Горбачева. Я ими не пользовался, так как именно в это время, проживая в Москве, не имел никакой прописки. Я помню талоны 70-80-х. У нас в Орджоникидзе на одного человека полагалось 300 грамм масла в месяц. Очередь за маслом я занимал после школы, потом меня сменял кто-то из родителей. При этом, оно не всегда было в продаже. Было масло на рынке, но стоило сильно дороже. Тогда моя мама научилась делать масло из молока при помощи фермента, содержавшегося в стенках коровьего желудка. Только магазинное молоко для этого не подходило. Приходилось покупать молоко у тетеньки, что жила в квартале частных домов неподалеку и держала корову.


Авоська - признанный сегодня экологами всех мастей и примкнувшими к ним дизайнерами хит. Авоська легко сворачивалась и умещалась в карман. При необходимости, могла вместить довольно много продуктов или напитков. Главный недостаток авоськи - прозрачность. Одно из достоинств - если положить в нее пару камней, превращалась в неплохое оружие для юного Давида, планирующего завалить Голиафа по дороге на рынок.


"Красная Москва" - любимые духи моей мамы. Выбор духов был такой, что эти и правда были лучшими. Остальные годились только для употребления внутрь. Как и многие другие ароматизированные жидкости. Свои первые духи - Chanel №5 на минуточку - я попробовал уже учась в МГУ, на дне рождения однокурсницы, профессоской дочки. Разведеные водой, они превращалис в молочного цвета непрозрачную жидкость. Типа, французский Pastis. И вкус был такой же, кстати.



Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить, - примерно так я и думал, будучи в возрасте детишек, что нарисованы на картинке. Со временем, одни иллюзии улетучились, уступив место другим. Не знаю, какие из иллюзий здоровей. Думаю, что детям реально по барабану. В подростковом возрасте меня интересовали только книги про космос, рок и девочки. Учился я на отлично, закончил с медалью, но учеба, насколько помню, интересовала меня не очень сильно. Вопрос всех родителей: как привить детям интерес к учебе? Ответ: никак, надо просто заставить. Ничего особо интересного в школьной программе не было и нет.


Культовая вещь - модели автомобилей. Масштаб 1:43, кажется. Стоили они по 3 рубля 50 копеек. Изготовлялись из железа и были невероятно крепкими, как выяснилось, благодаря младшему брату-дестроеру всего и вся (ныне - полковник спецназа ГРУ). У нас продавалось только 3 или 4 модели. Втайне от родителей я написал на адрес производителя письмо с просьбой прислать все имеющиеся модели, кроме тех, что у меня уже были. Пришла тяжеленная посылка рублей на 50. Папа с мамой были в шоке, но ничего поделать было нельзя. Так я стал обладателем самой большой в школе коллекции автомобилей. Включая невиданную "Чайку" и что-то еще.

Продолжение истории про артефакты, скорее всего,
следует...


Link | Leave a comment | Add to Memories | Tell a Friend

Comments {38}

ВРУБЕЛЬ Дмитрий

(no subject)

from: [info]dmitrivrubel
date: Mar. 31st, 2009 04:54 pm (UTC)
Link

Пустая бутылка из-под молока 0,5 л стоила 15 коп.

Reply | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: Mar. 31st, 2009 05:27 pm (UTC)
Link

Спасибо.

Reply | Parent | Thread

Mascha*

(no subject)

from: [info]african
date: Mar. 31st, 2009 04:56 pm (UTC)
Link

Это просто замечательнейший пост!

Reply | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: Mar. 31st, 2009 05:54 pm (UTC)
Link

Спасибо.

Reply | Parent | Thread

zrbvjd

(no subject)

from: [info]zrbvjd
date: Mar. 31st, 2009 05:21 pm (UTC)
Link

Да... Сигареты "Мальборо" на радость детворе... - это классно сказано! Очень классно. И вообще... впомнил все

Reply | Thread

tab11

(no subject)

from: [info]tab11
date: Mar. 31st, 2009 05:25 pm (UTC)
Link

В таких бутылках продавалось не только молоко, но и другие молочные продукты. Были и литровые стекляные бутылки. Духи кроме "Красной Москвы" были еще - "Лесной ландыш" и "Каменный цветок"(в самой красивой коробочке, раскрывающейся как цветок и в хрустальной бутылочке!)
Поговаривали, что слово авоська придумал Аркадий Райкин.

Reply | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: Mar. 31st, 2009 05:54 pm (UTC)
Link

Да, в бутылках еще была ряженка - с сиреневой крышечкой. И литровые были, точно.
Духи такие помню смутно. Дарили маме на ДР. "Каменный Цветок" и т.д.

Reply | Parent | Thread

schy4ka

(no subject)

from: [info]schy4ka
date: Mar. 31st, 2009 09:43 pm (UTC)
Link

"Пиковая дама", а еще польские "Быть может"...
но не стоит забывать Клима, Фиджи, Диориссимо и проч. именно они у меня ассоциируются с эпохой

Reply | Parent | Thread

tab11

(no subject)

from: [info]tab11
date: Mar. 31st, 2009 09:52 pm (UTC)
Link

Эти появились позже, в начале 70-х.
А в 60-е, когда самыми суперскими считалась "Красная Москва", из французских были только "Coty" в совсем маленьких бутылочках. И продавались они только в Ленинграде и Москве, по моему.

Reply | Parent | Thread

schy4ka

(no subject)

from: [info]schy4ka
date: Mar. 31st, 2009 09:54 pm (UTC)
Link

да, это все было только с 70-х.
а красная москва была очень подозрительно похожа на Шанель 5
:(

Reply | Parent | Thread

tab11

(no subject)

from: [info]tab11
date: Apr. 1st, 2009 02:45 am (UTC)
Link

..."красная москва была очень подозрительно похожа на Шанель 5". - почему была?
...но все же не на Шанель, не могу тут с Вами согласиться, а на сенлорановский Опиум.

Reply | Parent | Thread

schy4ka

(no subject)

from: [info]schy4ka
date: Apr. 1st, 2009 01:12 pm (UTC)
Link

"была", потому что я сравнивала уже очень давно.
в памяти сейчас куда сильнее Шанель, чем КМ
возможно, поэтому такие финты ушами и выкидывает память.

Reply | Parent | Thread

zmeia

(no subject)

from: [info]zmeia
date: Mar. 31st, 2009 06:15 pm (UTC)
Link

Духи "Красная Москва" - это дореволюционный парфюм "Любимый Букет Императрицы".
И ведь никогда ничего нового... Всегда и везде только ярлычки переклеивали ...

http://sungirls.ru/index.php?newsid=1059

Reply | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: Mar. 31st, 2009 07:13 pm (UTC)
Link

Это называется преемственность. Русские ж люди "Букет" лили. Ну и вот...
Новое было, почему же... Люди были новые. И вполне счастливые, не менее, чем до и не более, чем после них. Правда, потом они старели, и, конечно, умирали.

Reply | Parent | Thread

zmeia

(no subject)

from: [info]zmeia
date: Mar. 31st, 2009 07:27 pm (UTC)
Link

Да-да... извиниться хотела - за брюзжание в эфире...
Весело было - да... Беззаботно.
Мороженое по 7 копеек - фруктовое.
Москвич сначала 401, потом 412 %)) ИЖ...
Вполне безоблачное детство и юность...

Медведь олимпийский - почти такой, где-то лежит - аж из другого государства с собой прихватила %))

Ну а если мы ещё что-то помним - значит мы всё ещё в "живом уголке". Чего и всем пожелаем и наподольше - чтобы побольше запомнить.

Edited at 2009-03-31 07:28 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: Mar. 31st, 2009 07:55 pm (UTC)
Link

По 7 копеек фруктовое в бумажном стаканчике с осиновой палочкой (потом оно стало по 9 коп.), по 19 копеек пломбир в вафельном стаканчике. Москвич потом был 2141 и т.д. Считался хуже "Жигулей", но крепче на случай удара.

Reply | Parent | Thread

Kesha Sherbakova

(no subject)

from: [info]magesnitsa
date: Mar. 31st, 2009 06:59 pm (UTC)
Link

Я любила крышечки облизывать от кефира.
Желеная Волга до сих пор есть.
Любимое воспоминание - автомат с подсолнечным маслом.
Такого запаха сейчас нет.

Reply | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: Mar. 31st, 2009 07:10 pm (UTC)
Link

Из автоматов - с газировкой. С сиропом 3 коп., без - 1 коп.

Reply | Parent | Thread

Kesha Sherbakova

(no subject)

from: [info]magesnitsa
date: Mar. 31st, 2009 07:39 pm (UTC)
Link

В Киеве до сих пор есть один автомат с газировкой. По-мойму прошлым летом пила последний раз. До сих пор не могу понять, кто его загружает. Прикол в том, что граненый стакан там тоже есть.

Reply | Parent | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: Mar. 31st, 2009 07:52 pm (UTC)
Link

Граненный стакан - важная часть ритуала. Его полагалось мыть, перевернув донышком кверху на специальной мойке, нажимая и проворачивая вокруг оси. Считалось, что вся зараза с него смывается. Видимо, тогда так и было.

Reply | Parent | Thread

DaryaDarya

(no subject)

from: [info]hobot_belong
date: May. 27th, 2009 11:48 am (UTC)
Link

В Москве я аппарат видела только в бункере времен ядерного противостония: http://hobot-belong.livejournal.com/6278.html

А в одном из парков поставили новые аппараты с одноразовыми стаканами и нашей сладкой водой. Они совсем не напоминают о тех временах, несмотря на то, что на них изображены "Ну, погоди!"
)-:

Reply | Parent | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: May. 27th, 2009 01:19 pm (UTC)
Link

Fake, разумеется.

Reply | Parent | Thread

DaryaDarya

(no subject)

from: [info]hobot_belong
date: May. 27th, 2009 01:24 pm (UTC)
Link

В бункере? Не fake, но он там только для красоты.
А в парке, увы, безвкусный новодел.

Reply | Parent | Thread

moonheart13

(no subject)

from: [info]moonheart13
date: Mar. 31st, 2009 07:26 pm (UTC)
Link

Я помню как моя бабушка положила вот точно такую бутылку молока в такую же красную авоську, а потом нечаянно ее уронила на лестничной клетке. Бутылка естетсвенно разбилась...

Reply | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: Mar. 31st, 2009 07:29 pm (UTC)
Link

Подобное случалось, я уверен, с каждым гражданином той великой страны.

Reply | Parent | Thread

schy4ka

(no subject)

from: [info]schy4ka
date: Mar. 31st, 2009 09:52 pm (UTC)
Link

а еще к Олимпиаде появилась поганая совковая жвачка. в сравнении с привозной это было такое же уродство, как джинсы фабрики Верея рядом с американскими
:(
помню это постоянное удивление от сравнения:
косметика, колготки, белье, одежда, обувь, продукты/напитки из Березки или привозные из-за бугра и из обычных сов. магазинов...
был какой-то мучительный стыд (у меня, по крайней мере) в том, что даже этого уродства не хватает на всех.

Reply | Thread

stronzzzo

(no subject)

from: [info]stronzzzo
date: Mar. 31st, 2009 10:10 pm (UTC)
Link

В иллюзионе до сих пор такие же билеты.. и кассирша наверное лет 50 не меняется))
а "Красная Москва", быть может, скоро снова будет популярной))Новая Заря очень для этого старается)

Reply | Thread

Юлия

(no subject)

from: [info]m_a_s_k
date: Apr. 1st, 2009 06:35 am (UTC)
Link

Хорошая подборка.

У меня где-то хранились значки октябрёнка...

Reply | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: Apr. 1st, 2009 12:19 pm (UTC)
Link

Надеваем и носим...

Reply | Parent | Thread

flying_person

(no subject)

from: [info]flying_person
date: Apr. 1st, 2009 08:27 pm (UTC)
Link

Да ладно тебе, у меня машинок было больше)))

Reply | Thread

Ирина Розова

(no subject)

from: [info]irka060879
date: Apr. 2nd, 2009 05:50 pm (UTC)
Link

......вспомнила, что на даче была коробка с деревянными кубиками............

Reply | Thread

bulki

(no subject)

from: [info]bulki
date: Apr. 2nd, 2009 11:06 pm (UTC)
Link

Все барахло на помойку!
Память что запомнила, то и важно.
Не надо захламлять чердаки ненужным хламом - не останется места для нового.

Reply | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: Apr. 3rd, 2009 05:39 am (UTC)
Link

Это не чердак. Это музей.

Reply | Parent | Thread

Герман Пятов

(no subject)

from: [info]german_pyatov
date: Apr. 9th, 2009 11:32 pm (UTC)
Link

Кассетник "Электроника". Не очень уважаемый девайс среди подлинных любителей музыки.

нам года 3 назад кто-то передал для сирот целую партию новых (!) кассетников этого типа. Т.е. они где-то лежали лет 20-ть! Судя по их виду, было время, когда они лежали в сыром месте, но потом высохли. Дарители сомневались - дарить или выкинуть. Но я взял и отвез. Дети были рады - техника оказалась рабочей. Хотя звучание действительно неописуемо.

Reply | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: Apr. 10th, 2009 05:43 am (UTC)
Link

Примерно так же жутко звучал мой бобинный "Романтик", когда я вставлял в него катушку пленки 6-го типа Шосткинского завода. Хотя, в качестве первого магнитофона он был вполне ничего. Я был очень ему рад.

Reply | Parent | Thread

zapylihin_art

Вот, я тут вообще Ленина до революции убил.

from: [info]zapylihin_art
date: Apr. 20th, 2009 06:59 pm (UTC)
Link

http://pics.livejournal.com/zapylihin_art/pic/00018ts6/

Reply | Thread

DaryaDarya

(no subject)

from: [info]hobot_belong
date: May. 27th, 2009 11:35 am (UTC)
Link

Помню, что на фольге (крышечке для кефирной бутылки) была изображена девочка, которая держала эту бутылку на вытянутых руках.

Не так давно обнаружила "формирователь музыкальных фрагментов":

Формирователь музыкальных фрагментов

И еще несколько вещей уже не моего детства: http://hobot-belong.livejournal.com/12916.html

Reply | Thread

azamat_tseboev

(no subject)

from: [info]azamat_tseboev
date: May. 27th, 2009 01:17 pm (UTC)
Link

Да. А пылесос, похожий на космический аппарат, я считаю вообще верхом промышленного дизайна. Это "Буран". У моих родителей он есть до сих пор и работает, не взирая ни на что.

Reply | Parent | Thread